Текст: Наталья Шапкина

Основной прием автора — фотосъемка на камеру мобильного телефона с последующей печатью изображений. Снимки, получившиеся в результате использования самой демократичной технологии, оказываются далекими от классической фотографии, но, парадоксальным образом, «протягивают руку» живописной традиции. Распадающееся на пиксели изображение словно превращается в призрак картины, уже без глубины, но с просматривающимися на поверхности «мазками».

Серия фоторабот «Как прекрасен этот мир — 2» сложилась из нескольких компонентов: ощущения странной, словно витающей в воздухе, ностальгии по позднесоветскому времени, идеи принципиальной общедоступности художественного языка и поисков новой образности.

«Как прекрасен этот мир» — название песни Давида Тухманова, автора советских эстрадных хитов. Для Атаулина популярная мелодия, которую до сих пор можно услышать на разного рода «Голубых огоньках» по телевидению, не противоречит мрачному образу стагнирующей империи. Основное настроение серии — ностальгия, невозможная тоска по родине родителей, которая осталась прерванным, незавершенным долгостроем. Проявляется она не столько через зафиксированные в формате дневниковых заметок объекты — случайные и изначально эстетически нейтральные фрагменты повседневности, увиденные на прогулке, в кафе, в загородной поездке, но через саму оптику, через взгляд, который конструирует автор. Атаулин часто использует знакомый всем пользователям смартфонов прием приближения объекта — «цифровой зум». При печати получившаяся в результате «пиксельность», густота и плотность изображения не создает эффекта близости, но напротив, вводит дополнительную временную дистанцию по отношению к данному моменту.

Время здесь, подобно времени кинематографа, претерпевает множество метаморфоз: через 2000-е проглядывают 90-е, через 90-е дают о себе знать 80-е… Прошлое перекомпонуется, пересобирается заново жестом художника. Через осколки больших идей и проектов, прочно интегрированных в нашу жизнь, автору важно показать незавершенность не как недостаток, который нужно исправить, но как аспект жизни, ценный сам по себе. Фотографии, вошедшие в серию, не сортируются по году или месту, они могут быть исполнены в другом размере или в новом сочетании с другими изображениями.

Не смотря на обилие цитат и отсылок к шедеврам из истории искусства и кино, как будто вводящих дистанцию между зрителем и произведением, за счет доступной технологии и работы с изображением «низкого качества» здесь появляется намек на универсальность и общедоступность художественного языка. Неважно, что у тебя под рукой: старенькая nokia или позапрошлогодний айфон. «Подобно кистям художника они могут иметь разную толщину мазка и подходить под разные сюжеты…. Ах, и сколько есть еще моделей этих самых телефонов и камер в них, которые я никогда не смогу опробовать» — признается автор в своей обсессии.

Художник показывает, как современный капитализм производит нечто ему самому неподвластное, избыток красоты, не подпадающей под категорию прибавочной стоимости. Этот избыток оказывается чаще всего на помойке в силу погони за лучшим качеством, за новыми моделями.

Проект состоялся в рамках публичной образовательной программы Молодежного центра Эрмитажа. Серия «Как прекрасен этот мир — 2» была представлена в двух форматах: в качестве выставки и в качестве фотокниги. Также в рамках проекта состоялась дискуссия с участием студентов и преподавателей Студенческого клуба Эрмитажа, а также приглашенных гостей. В пространстве выставки состоялась арт-медиация, а на экспозиции музея прошел авторский мастер-класс для студентов. В рамках мастер-класса студенты гуляли по музею с Родионом Атаулиным, делали снимки на телефон, а потом их распечатывали. Внимание к особенностям камер разных телефонов было важно не в меньшей степени, чем к экспонатам музея. Прогулка по классическому музею «с гаджетом в руках» напомнила о важной связи, которая была очевидна для старых мастеров и как будто оказывается в тени в цифровую эпоху, а именно связь глаза и руки.